125009, Москва, Глинищевский пер., 3
тел: +7 (499) 390-35-56, +7 (926) 01-00-475
Трудовой Консалтинг
Специализированное юридическое бюро по трудовому праву
О насНаши услугиИнтернет консультацияCудебная практикаМедиация в трудовых спорахКадровый аудитЦентр защиты директоровКонтакты

Комментарий к ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" №193-ФЗ (ст.3)

Статья 3. Принципы проведения процедуры медиации

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Комментарий:

§ 1. Статья 3 Закона определяет основные принципы, в соответствии с которыми происходит урегулирование спора посредством медиации.

Данные принципы, сформулированные как основополагающие, более подробно конкретизируются в других статьях Закона, а также обеспечиваются специальными нормами, необходимыми для их практической реализации.

§ 2. Ключевым моментом Закона является добровольность обращения сторон к услугам медиатора (ов) либо в организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Медиация начинается только по волеизъявлению обоих сторон трудового конфликта — как работника, так и работодателя.

Концептуально российский закон не поддерживает идею принудительного направления сторон на процедуру медиации, в отличие от практики иностранных государств.

Таким образом, важно понимать, что принудительно ни работника, ни компанию-работодателя нельзя вовлечь в процедуру разрешения спора посредством медиации. Согласно п. 4 статьи 7 Закона проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.

§ 3. Закон не запрещает одной из сторон инициировать обращение к медиатору. Так, п. 5 ст. 7 предусматривает, что одна из сторон может направить другой стороне предложение о проведении медиации в письменной форме. Однако, такое обращение не накладывает на другую сторону каких-либо обязательств, в том числе в части ответа, и по истечении 30 дней или иного указанного в предложении разумного срока, считается отклоненным. Закон также предусматривает для стороны спора возможность сделать другой стороне предложение об обращении к процедуре медиации через медиатора или организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

§ 4. Принцип равноправия предполагает, что в ходе медиации стороны общаются друг с другом на равных. Это означает, что несмотря на то, что работник находится в подчинении работодателя и в ходе исполнения трудовых обязанностей подчиняться его воле, в ходе медиации сторонам следует абстрагироваться от статусов и общаться друг с другом как партнерам. Особенно это актуально, когда в процессе медиации участвует не представитель компании (например, юрист или HR-менеджер), а непосредственный руководитель сотрудника либо иное лицо, которому он подчиняется в силу должностных обязанностей.

§ 5. Принцип конфиценциальности означает запрет без согласия сторон разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации. Важной гарантией обеспечения принципа конфиценциальности является запрет на разглашение в ходе судебного разбирательства информации, полученной в ходе медиации, а также запрет на допрос медиатора и сторон в качестве свидетелей, предусмотренный п.1 части 3 ст. 69 Гражданского процессуального Кодекса (в редакции Федерального Закона № 194 ФЗ от 27 июля 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Аналогичная норма внесена в Арбитражный процессуальный Кодекс РФ (ст. 56 АПК РФ). Подробнее о некоторых аспектах принципа конфиденциальности см. комментарий к статьям 5, 6 и 8 Закона.

§ 6. Принцип беспристрастности и независимости медиатора означают, что медиатор не должен быть зависимым от одной из сторон либо иметь интерес склонить одну из сторон к разрешению конфликта в пользу другой стороны, к тем или иным компромиссам. Медиатор не должен быть зависимым от той или иной стороны, даже если та оплачивает услуги медиатора в полном объеме. Подробнее о финансовых аспектах взаимоотношений с медиатором см. комментарий к ст. 10 Закона.

Принцип беспристрастности требует, чтобы каждая сторона чувствовала непредвзятость медиатора в процессе медиации. Посредник, которого стороны выбрали для урегулирования конфликта, не должен манипулировать той или иной стороной, склонять ее к необдуманному принятию предложений другой стороны, запугивать ее.

Согласно п. 7 ст. 11 Закона медиатор не должен ставить ту или иную сторону конфликта в преимущественное положение.

Эксперты отмечают, что часто только благодаря процедуре медиации противоположная сторона получает равное право быть услышанной и понятой. Также медиатор не должен насаждать сторонам собственное видение того, как лучше урегулировать конфликт, даже если он искренне убежден в правильности своего представления. Исключением из этого правило является лишь ситуация, когда стороны предварительно наделили медиатора таким полномочием (п.5 ст. 11 Закона).

В соответствии с п. 3 статьи 9 Закона медиатор обязан сообщить сторонам об обстоятельствах, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность.

Принцип независимости медиатора означает, что он не должен быть заинтересован прямо или косвенно в результате медиации либо состоять с лицом, являющимся одной из сторон в родственных отношениях.

§ 7. Ключевыми моментами обеспечения независимости медиатора являются его правовой статус и репутация.

Правовой статус медиатора предполагает, что он не вправе быть представителем какой-либо стороны, а также не вправе оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь (пп. 1, 2 п. 6 ст. 15 Закона).

Этот момент имеет большое практическое значение, поскольку сторона работодателя зачастую, особенно если медиатор практикующий юрист, склонна обращаться к нему с запросом о правовой стороне своего положения, экспертизе документов и т.п. Принцип независимости медиатора предполагает, что даже, видя изъяны в правовых позициях сторон, медиатор не вправе давать им правовые консультации.

Правовой гарантией обеспечения независимости медиатора является также норма, предусмотренная п. 3 части 1 ст. 14 Закона, согласно которой медиатор может после консультаций со сторонами прекратить процедуру медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, направив сторонам соответствующее письменное заявление.

§ 8. Согласно п. 2 статьи 16 и ст. 18 Закона этические аспекты работы медиатора обеспечиваются посредством создания саморегулируемых организаций медиаторов, либо созданием объединений организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации в рамках которых разрабатываются и утверждаются стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов, регламенты проведения процедуры медиации, кодексы профессиональной этики медиаторов, а также утверждаются процедуры контроля за качеством оказываемых медиаторами услуг.



Печать страницы
Вернуться на главную
© 2008-2024, ООО «Трудовой Консалтинг»
Главная  |  Карта сайта  |  Поиск  |  Контакты  |  Хостов 332, Хитов 685  |  Knopka1.Ru - Программирование баз данных под Интернет и Windows

www.megastock.ru HotLog