Статья 1. Предмет регулирования
и сфера действия настоящего Федерального
закона 1. Настоящий Федеральный
закон разработан в целях создания
правовых условий для применения в
Российской Федерации альтернативной
процедуры урегулирования споров с
участием в качестве посредника
независимого лица - медиатора (процедуры
медиации), содействия развитию партнерских
деловых отношений и формированию этики
делового оборота, гармонизации социальных
отношений.
2. Настоящим Федеральным законом
регулируются отношения, связанные с
применением процедуры медиации к спорам,
возникающим из гражданских правоотношений,
в том числе в связи с осуществлением
предпринимательской и иной экономической
деятельности, а также спорам, возникающим
из трудовых правоотношений и семейных
правоотношений.
3. Если споры возникли из иных, не
указанных в части 2 настоящей статьи,
отношений, действие настоящего
Федерального закона распространяется
на отношения, связанные с урегулированием
таких споров путем применения процедуры
медиации только в случаях, предусмотренных
федеральными законами.
4. Процедура медиации может применяться
после возникновения споров, рассматриваемых
в порядке гражданского судопроизводства
и судопроизводства в арбитражных судах.
5. Процедура медиации не применяется
к коллективным трудовым спорам, а также
спорам, возникающим из отношений,
указанных в части 2 настоящей статьи, в
случае, если такие споры затрагивают
или могут затронуть права и законные
интересы третьих лиц, не участвующих в
процедуре медиации, или публичные
интересы.
6. Положения настоящего Федерального
закона не применяются к отношениям,
связанным с оказанием судьей или
третейским судьей в ходе судебного или
третейского разбирательства содействия
примирению сторон, если иное не
предусмотрено федеральным законом.
Комментарий:
§ 1. Часть 1 статьи 1 ФЗ «Об
альтернативной процедуре урегулирования
споров с участием посредника (процедуре
медиации)» (далее «Закон») предусматривает,
что урегулирование трудовых споров
посредством медиации с момента вступления
в силу настоящего закона (с 01 января
2011 г.) осуществляется с применением
процедур и правил, предусмотренных
данным законом.
Следует обратить внимание, что настоящий
Закон распространяется не на все споры,
вытекающие из трудовых правоотношений,
а лишь на индивидуальные трудовые споры.
В частности, частью 5 ст. 1 Закона прямо
предусмотрено, что процедура медиации
не применяется к коллективным трудовым
спорам.
§ 2. Важно иметь ввиду, что понятие
«коллективный трудовой спор» является
специальным, и его правовое содержание
отличается от общепринятого в обычном
деловом обороте. Так, на практике часто
возникают споры, связанные с невыплатой
трудовому коллективу заработной платы,
или о нарушении, предположим, норм
трудового законодательства об охране
труда. Несмотря на то, что данные трудовые
конфликты могут затрагивать интересы
значительной части трудового коллектива,
либо даже всех работников организации,
они не являются коллективными в смысле
норм действующего трудового
законодательства. Вышеприведенные
трудовые конфликты, с правовой точки
зрения, будут множеством индивидуальных
трудовых споров. Таким образом, в данных
ситуациях, коллективного трудового
спора с точки зрения Трудового Кодекса
РФ, не возникает.
При отнесении того или иного
спора к понятию «коллективный трудовой
спор», следует руководствоваться не
количеством вовлеченных в трудовой
спор субъектов, а главой 61 Трудового
Кодекса РФ «Рассмотрение и разрешение
коллективных трудовых споров» (в ред.
Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(статьи 398-418 Трудового Кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 398 Трудового
Кодекса РФ «коллективный трудовой спор
- неурегулированные разногласия между
работниками (их представителями) и
работодателями (их представителями) по
поводу установления и изменения условий
труда (включая заработную плату),
заключения, изменения и выполнения
коллективных договоров, соглашений, а
также в связи с отказом работодателя
учесть мнение выборного представительного
органа работников при принятии локальных
нормативных актов».
При этом Трудовой Кодекс РФ четко
регламентирует понятие «начало
коллективного трудового спора». Согласно
части 3 статьи 398 Трудового Кодекса РФ
«день начала коллективного трудового
спора - день сообщения решения работодателя
(его представителя) об отклонении всех
или части требований работников (их
представителей) или несообщение
работодателем (его представителем) в
соответствии со статьей 400 настоящего
Кодекса своего решения» (Примечание:
имеется в виду ст. 400 ТК РФ). Определение
срока (дня) начала коллективного трудового
спора важно, поскольку Трудовой Кодекс
предусматривает более сжатую процедуру
урегулирования коллективного трудового
спора. Кроме того, за уклонения от
указанных в законе действий по
урегулированию коллективного трудового
спора законодательство предусматривает
административную ответственность,
мотивируя тем самым стороны к совершению
тех или иных действий в строго определенные
сроки.
§ 3. В связи с прямым указанием
в Законе на то, что коллективные трудовые
споры не входят в предмет его регулирования,
возникает вопрос о возможности применения
медиации и об участии медиатора при
разрешении коллективных трудовых
споров.
Российское законодательство
не запрещает применение медиации к
урегулированию коллективных трудовых
споров. Однако, применение медиации в
ходе урегулирования коллективного
трудового спора будет регулироваться
не ФЗ «Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием
посредника (процедуре медиации)», а
Трудовым Кодексом РФ.
При возникновении коллективного
трудового спора любая из сторон, а также
государственный орган по урегулированию
коллективных трудовых споров,
профессиональный союз, могут предложить
в качестве механизма урегулирования
разногласий привлекать «посредников».
Трудовым Кодексом РФ установлено,
что примирительные процедуры в ходе
коллективного трудового спора - это
рассмотрение коллективного трудового
спора в целях его разрешения примирительной
комиссией, с участием посредника и (или)
в трудовом арбитраже.
§ 4. Трудовой Кодекс РФ не предъявляет
каких-либо требований к статусу
посредника, регламентируя лишь два
условия его участия в разрешении
коллективного трудового спора –
процедуру назначения и срок, в течение
которого стороны должны принять
согласованное решение по поводу
возникшего спора либо подписать протокол
разногласий.
§ 5. Представляется, что понятие «споры
вытекающие из трудовых правоотношений»
(п.2 ст. 2 Закона) индентично понятию
«индивидуальные и коллективные трудовые
споры». При этом, как уже отмечалось
выше, на коллективные трудовые споры
Закон не распространется в силу прямого
указания об этом.
В связи с этим следует также обратить
внимание, что понятие индивидуального
трудового спора сформулировано в статье
381 Трудового Кодекса РФ. Индивидуальным
трудовым спором являются неурегулированные
разногласия между работодателем и
работником по вопросам применения
трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, коллективного
договора, соглашения, локального
нормативного акта, трудового договора
(в том числе об установлении или изменении
индивидуальных условий труда), о которых
заявлено в орган по рассмотрению
индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается
спор между работодателем и лицом, ранее
состоявшим в трудовых отношениях с этим
работодателем, а также лицом, изъявившим
желание заключить трудовой договор с
работодателем, в случае отказа работодателя
от заключения такого договора.
Отсюда следует, что споры между
двумя работниками организации или
индивидуального предпринимателя друг
с другом не регулируются указанным
Законом и могут разрешаться с помощью
примирительных процедур и с участием
посредника (медиатора) в любой, удобной
для сторон форме.
§ 6. Большинство трудовых споров
рассматривается в судах общей юрисдикции.
Однако, трудовые споры с участием
руководителей компании (единоличного
исполнительного органа юридического
лица) могут также рассматриваться в
арбитражных судах. При этом и те, и другие
споры могут передаваться из суда или
арбитражного суда на урегулирование
медиатору.
|